среда, 1 мая 2013 г.

Ау, волонтеры!


 Мария Ощепкова
АУ, ВОЛОНТЕРЫ!
            (адресуется всем, кто умеет сопереживать и хочет помогать другим,
                                                но пока не знает, с чего начать)
                                                        
Волонтерская деятельность является одним из видов благотворительной помощи и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г.
Не следует путать волонтеров со спонсорами. У них совершенно разные задачи. Спонсоры оказывают только материальную помощь, а волонтеры многое могут. Прежде всего, они заботятся о других. Это самое ценное, ведь заботу и поддержку за деньги не купишь. Как, впрочем, и не станешь счастливым за деньги. С помощью денег мы можем доставить себе удовольствие: сходить в кино, театр, вкусно поесть, купить что-то дорогое и приятное. Но станем ли мы от этого счастливее? Вряд ли. По крайней мере, для меня счастье совсем в другом. Только люди, общение с ними могут сделать меня счастливее.   Именно об этом очень хорошо сказала саянская поэтесса Н.Антипкина:
                         Стремительно падают цены
                         На жалость, любовь, сострадание.
                         Деньги стали заменой
                         Нежности и внимания.
 
                        Только не все покупается
                        И не все продается.
                        Смотри-ка, цветет купальница
                        И солнце вовсю смеется
 
                        Над славой, властью, богатством,
                        Над всем, что до глупости сложно.
                        Не продается братство!
                        И честь купить невозможно!         
Таким образом, больным детям необходима не материальная помощь (она может быть нужна их родителям). Дети ждут друзей – верных, отзывчивых и (самое главное!) принимающих их. Между тем далеко не все согласны дружить безвозмездно. Кто-то, когда речь заходит о волонтерстве, тут же осведомляется: «А сколько за это платят?» И, как только узнает, что нисколько, - испаряется. А кто-то, как это ни странно, сам стремится заработать на инвалидах, забывая о том, что платные услуги - это уже не волонтерство... Посещая подопечных, псевдоволонтеры зарабатывают деньги. Я на своем опыте убедилась, что подобное, к сожалению, встречается.
Делаем вывод: волонтер не обязан материально помогать своему подопечному и тот не должен предлагать волонтеру деньги за его услуги.
Не буду лукавить: стать волонтером может не каждый. По данным социологов, около 44% россиян не готовы заниматься благотворительностью. Зачастую люди просто не знают, что существует множество способов реализации добрых помыслов. Человек, оказывающий помощь по велению сердца, всегда найдет применение своим способностям и возможностям. Например, можно навещать больных или стариков, взять шефство над сиротой, кормить бездомных животных и т. д. Каждый может выбрать что-то для себя.
Волонтерство – это не увлечение, не хобби, а серьезный труд. Важно, чтобы потенциальные волонтеры понимали это. Если на одноразовую помощь довольно легко можно найти желающих, то «подписываться» на долгосрочный проект готовы лишь немногие. Как ни жестко это звучит, но «одноразовых» волонтеров НЕ НУЖНО пускать к больным детям. Нельзя не сказать о том, что есть люди, которым противопоказано волонтерство. Их деятельность, к сожалению, принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Это в первую очередь те, кто думает, что общение с инвалидом – разовая акция. Перед вами не куклы, а живые люди. Представьте, как будет больно вашему подопечному, если вы «испаритесь».   Как часто бывает: придут к инвалиду, наобещают «златые горы», приучат к себе, но как только надоест – до свидания, милый друг, навсегда. Ушли и забыли, не подозревая о том, что их продолжают ждать. Поэтому нужно себя морально подготовить к тому, что волонтерская деятельность - это длительная и ответственная работа. Прежде чем брать на себя ответственность за особого друга, оцените реально свои силы, подумайте, насколько глубоки и серьезны ваши намерения. Если вы к этому не готовы, лучше не беритесь вообще. Попробуйте представить себя на месте подопечных, и тогда порвется грустная цепочка: наигрались-охладели-бросили. Необходимо помнить об ответственности: нельзя внезапно, без объяснений, исчезать. Это так больно, когда тебя бросают. Как мучительно напрасно ждать звонка и встречи. Обычный человек может абстрагироваться от проблемы (разлуки, измены и т.д.), проанализировать ее и вынести ценный опыт. А больной ребенок, столкнувшись с предательством, воспринимает это близко к сердцу. Более того, такой ребенок нередко обвиняет в случившемся самого себя. «Если меня бросили, значит, я плохой», - считает он. Самое печальное, что, убедившись в своей «дефектности», больные дети нередко начинают вести себя сообразно этому факту. Только терпение, любовь и участие значимых взрослых постепенно помогут ребенку убедиться в обратном и поверить в себя. Поэтому как можно чаще ласкайте и хвалите своих подопечных. И тогда даже самый «дикий» ребенок раскроется. К счастью, больные дети могут вынести тяжелые испытания и при этом найти в себе силы и готовность раскрыться тем, кто их примет, полюбит. 
По мнению волонтера с шестилетним стажем Инги Славинской, эти люди становятся для своих подопечных спасительным лучиком.
- …Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь под землю. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом – смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Пшеничные поля ни о чем мне не напоминают. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…
                                                          «Маленький принц» А.Экзюпери 
Рекомендуемый возраст ваших подопечных – от 10-12 лет и старше (верхней границы нет). В понятие «больные дети» я включаю также и взрослых с ДЦП. Паспортный (хронологический) возраст у больных нередко не соответствует психологическому (на сколько лет человек себя ощущает и осознает). Это обусловлено рядом причин. В первую очередь инфантилизм бывает вызван постоянной зависимостью от окружающих. Даже став взрослым, инвалид по-прежнему нуждается в заботе. Нередко такой человек сознательно стремится продлить детство. Молодым инвалидам нелегко осознать то, что их ровесники шагнули на новую ступень развития, а они остались на том же месте. Как больно и обидно осознавать, что из-за нелепых обстоятельств у тебя никогда не будет семьи. Тяжелая болезнь не в состоянии заглушить естественные чувства, она просто может лишить возможности их испытать. Для того чтобы защитить себя от болезненных переживаний, молодые инвалиды стремятся как можно дольше оставаться детьми. Следует отметить, что инфантилизм может иметь место при абсолютно сохранном интеллекте. Другими словами, человек может учиться, работать, адекватно рассуждать.
   
                           Принципы волонтерской деятельности:
·                 добровольность (никого нельзя принуждать);
·                 безвозмездность (труд волонтера не оплачивается);
·                 добросовестность.

                          Мотивами волонтера могут стать:
·                 искреннее желание помогать тем, кто в этом нуждается;
·                 сочувствие и сопереживание.

                         Цели волонтерской деятельности:
·                 социальная поддержка детей и взрослых с инвалидностью;
·                 содействие их всестороннему развитию и воспитанию;
·                 поиск и поддержка единомышленников;
·                 общение, новые знакомства;
·                 получение морального удовлетворения от своего труда.

 

                        Качества, необходимые волонтеру:

·                 ответственность (в первую очередь);
·                 доброжелательность;
·                 отзывчивость

            В законе указано, что стать волонтером может взрослый человек, а также несовершеннолетний в возрасте от 14 лет — с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Жизнь показывает, что сознательно заниматься волонтерством, в частности отдавать время и силы больным детям, могут лишь зрелые люди (как правило, после 25-30 лет). В этом возрасте личность уже полностью сформирована, человек отдает отчет своим действиям и помыслам, следовательно, он может нести ответственность. Они, как правило, уже понимают, что приручить больного ребенка – большая ответственность. Молодежь еще морально не созрела для этого, и, увы, их добрые, но слишком быстротечные порывы могут обернуться для больного ребенка трагедией.   Именно поэтому подросткам и молодежи (до 20-25 лет) категорически не рекомендуется общаться с инвалидами. Им свойственна нравственная неустойчивость, быстрая смена интересов. В этом возрасте появляется много новых знакомых, подростки собираются большими компаниями, «тусуются». Именно поэтому им вряд ли захочется иметь дело с маломобильным ДЦПшником. Если они даже и согласятся познакомиться с ним, то, скорее всего, из-за стремления привлечь к себе внимание, повысить свой авторитет в глазах окружающих. Понятно, что подобное общение «из-под палки» обречено на провал. «Ну и пусть, - скажет кто-то, - больным детям тоже необходимо приобретать опыт». Надо, но, извините, не такой ценой. Я сама знаю, как больно и обидно, когда от тебя уходят, причем неожиданно. Ты успел всей душой привыкнуть к человеку, ждешь его, а он больше никогда не придет и не позвонит. Как после этого доверять людям? Однако работать с подростками не только можно, но и нужно. Например, в Америке школьников приучают доброжелательно относиться к инвалидам. В школах часто устраивают «инвалидные» уроки. На «уроке слепых» детям завязывают глаза, и они на час теряют возможность видеть. На ощупь находят предметы, передвигаются по классу медленно, натыкаясь друг на друга. Еще вариант: класс делится на две группы, и одни возят других на инвалидных колясках. Так дети на собственном опыте начинают понимать, что ощущает человек, не имеющий возможности видеть или ходить.
В России тоже было бы неплохо внедрить в школах подобные занятия. Однако, учитывая неподготовленность нашего общества к принятию инвалидов, надо начинать знакомить детей с «особыми» людьми еще в дошкольном возрасте. Нужно, чтобы малыши знали: рядом с ними живут ребята, которые нуждаются в посторонней помощи. Самое главное, чтобы в сознании детей закрепилась мысль, что, несмотря на болезнь, они  тоже люди, с ними можно играть, дружить, общаться. 
Кстати, до тех пор, пока ребенку не исполнится три года, ему, в принципе, все равно, как выглядит другой человек, чем он отличается от него самого. В два с половиной-три года начинается процесс самоидентификации, в ходе которого малыш начинает познавать себя как личность. Для него становится важно, какого он пола, как выглядит. Осознавая собственные особенности, ребенок параллельно начинает понимать, что другие дети отличаются от него. В речи ребенка появляются высказывания о других детях и их особенностях, но пока это делается не с целью обидеть, а просто для того, чтобы обозначить различия.
 Маленькие дети изначально готовы адекватно воспринимать людей, отличающихся от них. Нетерпимости, как ни странно, они учатся у взрослых. Если кто-то в присутствии детей отрицательно отзывается об инвалидах, то малыши невольно начинают думать (и говорить) так же. Они справедливо полагают: если уж мама с папой говорят, значит, так и должно быть. Мне часто приходится сталкиваться с тем, что именно взрослые пристально разглядывают меня и задают нелепые вопросы (какие – повторять не хочу, я уже не раз писала об этом). Самое грустное (или смешное) заключается в том, что потом эти же взрослые ждут толерантности от детей. Следовательно, начинать прививать правильное, толерантное отношение к инвалидам надо в первую очередь вам, уважаемые взрослые.
Для того чтобы воспитать чуткого, отзывчивого ребенка, умеющего сопереживать другим, родителям надо начинать с себя. Взрослым необходимо следить за своими высказываниями в адрес людей с ограниченными возможностями. Будет замечательно, если вы не только на словах станете проявлять доброжелательность и отзывчивость. Помогите ребенку-инвалиду, и ваш сын или дочь тоже станет терпимее и добрее.
Скорее всего, урок доброты ваш ребенок не только запомнит, но и захочет сам провести его в детском саду (школе). Если в группе (классе), куда ходит сын или дочь, есть дети с ограниченными возможностями, пусть попробует подружиться с ними или просто помочь им по мере сил. Если в его окружении нет инвалидов, поищите другие варианты. Возможно, на детской площадке есть такие малыши. Пусть именно ваш ребенок покажет другим, что с «особыми» детишками тоже можно играть и общаться.  Если у вашего сына или дочери пока не получается быть толерантным(ой), не ругайте его(ее).  Объясните, а еще лучше – покажите на своем примере, что нужно делать. Если ребенок спросит: «Почему мы должны помогать другим?», поговорите с ним о том, что нас никто не заставляет делать добро, мы сами хотим этого. Разве не приятно дарить радость детям, у которых в жизни бывает не так много светлых, счастливых минут?! Скажите, что помогая другим, вы на какое-то время становитесь волшебниками (феями). Предложите сыну и/или дочке стать вашими помощниками. Наверняка они с радостью примут такое заманчивое предложение, ведь каждому, особенно в детстве, хочется превратиться в волшебника. Тогда вперед, к добрым делам! Чем раньше ребенок поймет, что другие люди нуждаются в его внимании, помощи, тем будет лучше, прежде всего, для него.   Если мама с папой  помогают нуждающимся и при этом не навязывают свою точку зрения даже карапузу, то и ребенок вырастет с осознанием того, что все мы разные, и это нормально.
 Быть толерантным не так уж сложно: нужно лишь постараться понять другого человека и признать то, что он отличается от вас. Это ведь не сложно, правда? Если задуматься, то мы все отличаемся друг от друга, в большей или меньшей степени. Кстати, и возможности ограничены у каждого. Не согласны? А может ли кто-нибудь из вас парить над землей без парашютов и самолетов? Или стать миллиардером в одночасье? Вот то-то же.

                            Такие же, но все-таки особые
Желательно, чтобы потенциальный волонтер прошел предварительную подготовку. Особенно это важно для помощников, собирающихся общаться с больными ДЦП. Волонтерам необходимо знать особенности своего подопечного, вызванные болезнью.  Чтобы избежать потрясения при первой встрече, вам необходимо «навести справки». Неподготовленного человека может смутить вид скрюченного ребенка, сидящего в инвалидной коляске. Как правило, новички-волонтеры очень быстро теряют жизнерадостность. Это понятно: при виде страдания и боли любой нормальный человек испытывает жалость. Однако подумайте о том, что за вами наблюдает ребенок. Ему очень хочется, чтобы вы приняли его таким, какой он есть. Конечно, иногда нужно и пожалеть своего подопечного (кому этого не хочется), но не чрезмерно. Лучше не скупитесь на ласку. Это – универсальный способ выразить свое участие, облегчить боль и смягчить любые трудности.
Итак, у людей с ограниченными физическими возможностями часто присутствуют проблемы, незнакомые обычным людям. Назову самые частые спутники ДЦП: неконтролируемые движения – гиперкинезы (бывают не у всех),  у многих - невнятная речь и спастика (то есть напряженные мышцы). Самое главное, помните, что больной не может ничего изменить в своем состоянии, поэтому глупо и нетактично просить его об этом. Переспросить, если не поняли какое-либо слово, - можно. Это не обидно. Кроме того, пусть вас не смущают необычные способы выполнения привычных действий. Спорим, что вы никогда не видели, как пишут, зажав ручку зубами, или печатают на компьютере пальцами ноги. Все это и многое другое вы сможете увидеть своими глазами, если будете общаться с ДЦПшками. Как говорится, голь на выдумки хитра. Да и что остается делать, если ноги и руки не хотят слушаться?! Чем тяжелее патология, тем настойчивее приходится искать альтернативные способы. Иными словами, нужно заставить работать те части тела, которые слушаются. Сгодиться может все, главное - подключить фантазию. Вы думаете, нос нужен только для того, чтобы дышать и ощущать запахи? Большинство так и думают, а для меня он – рабочий инструмент. С помощью самодельной насадки на нос я могу работать на компьютере, например сейчас я пишу эту статью, нажимая на клавиши длинным, как у Буратино, носом. К тому же он помогает мне быть на связи с внешним миром: не владея руками, я делаю звонки и набираю  sms носом. А недавно узнала, что таких «Буратинок», как я, на самом деле немало. Словом, ничего не зная друг о друге, разные инвалиды открыли одно и то же средство для печатания. И кому после этого патент выдавать?! (шутка)
Надеюсь, у вас не осталось сомнений насчет того, что большинство инвалидов с ДЦП имеют сохранный интеллект. Среди них есть и талантливые люди.
Что касается эмоциональных нарушений при ДЦП, можно сказать следующее. У большинства детей с ДЦП имеются нарушения эмоционально-волевой сферы, однако они настолько разнообразны, что невозможно дать общую психологическую характеристику больного. Расскажу о наиболее частых, свойственных большинству. Нередко такие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью. Они болезненно реагируют на тон голоса и замечания в свой адрес.
Многие дети (и взрослые) с ДЦП пугливы, нерешительны и не уверены в себе, они теряются в новой обстановке. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом. В стрессовых ситуациях у них возникает заикание или усиливаются насильственные движения. Для больных детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, капризными. Расплакавшись, ДЦПшки долго не могут остановиться, их эмоции приобретают как бы насильственный характер. Все это является благоприятной почвой для возникновения истерик.
Я рассказала вам об этом не для того, чтобы отпугнуть, а наоборот. Хочется, чтобы вы быстрее научились понимать друг друга. Чтобы и вы, и ваш подопечный получали лишь удовольствие от общения. А главное, помните следующее: наряду с так называемыми недостатками и отрицательными чертами у таких ребятишек есть особенности, которые компенсируют все «изъяны». Дети, на долю которых выпали суровые испытания, нуждаются во внимании и заботе. Однако со своей стороны они тоже постараются не остаться в долгу. Больные дети хотят сделать что-то приятное для своих наставников, при этом не требуя ничего взамен. Ответная улыбка, дружеские объятия и искреннее внимание станут для них самой высокой наградой. Больные дети чувствительны к проблемам и боли других. Если вы чем-то расстроены или устали, они сразу поймут это. Ваши подопечные всегда поддержат вас морально и посочувствуют.    
                  
                                          Мы нужны друг другу
Кому-то может показаться, что на помощь другим не хватит времени. Действительно, можно найти 1000 отговорок: «Я целый день на работе», «Муж не позволит», «На своих детей нет порой времени» и т.п. На самом деле у большинства волонтеров есть и дети, и пожилые родители, и работа, однако они находят время на своих подопечных. Волонтеры со стажем уверяют, что все можно успеть, было бы желание. Согласитесь, уделить подопечному несколько минут в день сможет каждый (чтобы позвонить или написать sms, достаточно буквально 5-10 минут).
Возможно, кто-то скажет, что общение с ребенком, тем более больным, нужно только ему. На самом деле это не так: такое общение и вам пойдет на пользу. Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем. Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование японских и американских психологов во главе с Кейко Отаке. Конечно, хорошие поступки – это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны. И поэтому если в какой-то момент нам покажется, что все плохо, стоит попробовать творить добро, чтобы восстановить душевное равновесие. 
Канадская исследовательница Элизабет Данн провела эксперимент со студентами: она разделила их на две группы и выдала каждому денег. Студенты из первой группы должны были потратить их на себя. Вторые должны были сделать кому-нибудь подарок или внести пожертвование в благотворительный фонд. Выяснилось, что те, кто купил себе одежду или, к примеру, плеер, испытали минутное удовольствие, но скоро от него не осталось и следа. Те же, кто доставил удовольствие другому, еще долго сияли от радости. Таким образом, когда плохое настроение, не лучше ли присесть и подумать о том, кому мы могли бы чем-то помочь, вместо того чтобы развеивать тоску с помощью шопинга или заедать ее мороженым. Однако еще лучше, если люди помогают другим по собственному желанию. Об этом свидетельствует такой эксперимент: его участникам выдали по 100 долларов, с тем чтобы одну часть этих денег они перевели в благотворительный фонд, а затем решили сами, пожертвовать ли еще вторую часть. Отдавать деньги на доброе дело было приятно, что подтвердило сканирование головного мозга участников: в момент принятия решения активизировались зоны мозга, ответственные за чувство удовольствия. Особенно, когда это решение было принято самостоятельно.
  Ольга Зайкина - опытный волонтер,   уже более пяти лет общающаяся с больными ДЦП, считает, что волонтерство обогащает, облагораживает и открывает глаза. Хочу процитировать отрывок из статьи О.Зайкиной «Чудо волонтерства». Вот что она пишет: «…Они ввели меня в свой мир — необычный для посторонних, но душевно и духовно богатый. В этом мире я  увидела многое, что доселе было прикрыто завесой, и многому научилась. Мир людей с тяжелыми формами церебрального паралича — увы! — отгорожен от «нормального» мира, искусственную преграду возвели, этакую «берлинскую стену». А меж тем у людей с физическими ограничениями есть чему поучиться.  … Их ограничения природа компенсирует другим, чего у многих здоровых нет и в помине и что стоит постигнуть. Пришельцы из «здорового» мира, попавшие в «ДЦПшный», признавались, что прозрели, стали иначе воспринимать жизнь, произвели переоценку ценностей. И чтобы пройти эти метаморфозы, надо попасть в мир людей с физическими ограничениями и увидеть их жизнь. Это сделать просто — станьте волонтером.  Волонтерство — это первый шаг к тому, чтобы два мира (мир здоровых и мир инвалидов) объединились, чтобы рухнула «берлинская стена», чтобы люди, наделенные разными физическими и умственными потенциями, могли обмениваться своими ценностями, познаниями, опытом, ведь у каждого есть что перенять и чему поучиться».
Так давайте же дарить тепло и  заботу тем, кто нуждается в этом. Добрые, бескорыстные дела (даже незначительные) усиливают чувство наслаждения жизнью, как ничто другое.
Это так приятно делать жизнь тех, кто в этом нуждается, чуточку лучше. Кроме того, благородное дело всегда приносит моральное удовлетворение. Психологи даже советуют своим клиентам для профилактики депрессии и прочей душевной хандры записаться в волонтеры. Если вы будете помогать другим, особенно детям, вам самим станет легче. Ваши мысли перестанут вертеться вокруг своих проблем и невзгод. Вы не станете заложником депрессии: ребенок не позволит вам грустить. Волонтеры в пять раз реже страдают депрессией, чем остальные. Это не удивительно: чувство, которое испытывают люди, оказывая бескорыстную помощь, ни с чем не сравнимо, приносит удовлетворение и повышает самооценку.
Кроме того, «побочный эффект» доброты – выработка гормонов удовольствия. Когда люди помогают другим, их мозг вырабатывает большое количество эндорфинов, известных как прекрасное природное обезболивание. Также эндорфины обладают успокаивающим эффектом, нейтрализуют воздействие стресса. О чем свидетельствуют данные, приведенные в журнале «Psychologies» (ноябрь 2009 г.),  проявляя отзывчивость, мы испытываем физическое облегчение, не чувствуем себя одинокими, окружающие вызывают у нас меньше неприязни. Наконец, отзывчивость сопровождается душевным подъемом, граничащим с эйфорией, что объясняется выработкой гормона серотонина, улучшающего наше настроение. Таким образом, отзывчивость делает людей не только добрее, но и устойчивее к болезням и стрессам, увереннее, спокойнее, счастливее.
Психологи считают: если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это будет способствовать ощущению счастья. Психолог Соня Любомирски из Калифорнийского университета (США) считает, что люди, помогая другим, становятся благосклоннее к другим, чувствуют себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаются от чувства вины за чужое несчастье.
Особенно хочется порекомендовать «завести ребенка» тем, у кого свои дети выросли и стали самостоятельными. Казалось бы, зачем тратить время и силы на больных ребятишек, к тому же чужих, когда наконец-то появилась возможность пожить в свое удовольствие. Заниматься чем хочется, тратить свободное время на себя… Об этом мечтают многие, переступившие 40-50 летний рубеж. Только вот спустя какое-то время наваливается тоска, а то и возникает депрессия. Отчего бы? Этому есть объяснение. Американские психологи первыми описали феномен «опустевшего гнезда». Когда повзрослевший ребенок уходит из семьи, «осиротевшие» родители остаются одни. Зачастую они очень переживают из-за этого, ведь им теперь некому дарить тепло и заботу. По-разному они заполняют образовавшийся вакуум. Кто-то отдает душу собакам и кошкам (в последнее время животных превратили в заменителей детей), кто-то решается усыновить ребенка из детдома. Однако есть еще один вариант, выгодно отличающийся от предыдущих. Можно взять шефство над ребенком-инвалидом. В отличие от животных (какими чудесными они бы ни были), с ребенком можно общаться. К тому же ни от одной кошки или собаки вы не получите такой моральной отдачи. В самом деле, разве Дружок или Мурка скажет: «Как я соскучился(ась)! Скорее приходите». Или однажды с любовью и преданностью посмотрит вам в глаза и признается: «Я не могу без Вас». А в отличие от приемного ребенка, будет гораздо меньше ответственности, ведь у подшефного есть родители. Основная забота, естественно, лежит на их плечах.
Вам же нужно всего лишь приходить (по мере возможности) и звонить. А это не так уж сложно, правда?
Кроме того, вы можете гулять со своим подопечным, брать его к себе в гости, У кого есть своя машина, могут иногда возить подопечных в музей, театр, магазин и т.д. Это, поверьте, большая радость для тех, кто вынужден сидеть дома. Благодаря таким прогулкам ребенок сможет расширить свой кругозор и получить новые впечатления. Ему будет очень приятно сознавать, что с ним гуляет друг. И что самое главное: друг не стыдится его. Многие не хотят, чтобы кто-то их видел вместе с инвалидом. Почему-то закрепился стереотип, что с инвалидом общаться – унизительно и стыдно. Однако в последнее время наметилась другая, гуманная тенденция: все чаще появляются люди, не скрывающие того, что они общаются с инвалидом. Мне повезло: мой друг-волонтер  воспринимает меня как обычного человека и не стесняется бывать со мной везде. Если бы все поступали именно так, отношение общества к инвалидам  изменилось бы в лучшую сторону. Люди бы осознали, что инвалид - это часть общества.
Можно помогать делать уроки (если у ребенка возникли трудности), вместе читать и обсуждать книги и журналы.
Вы также можете оказать поддержку матери своего подопечного, если будете время от времени подменять ее. Мамы больных ребятишек часто буквально привязаны к ним, ведь дети с тяжелой формой болезни не могут себя обслуживать. Порой маме надо сходить по каким-то делам, а ребенка не с кем оставить. Предложите ей свои услуги: пусть идет в магазин, парикмахерскую и т.п., а вы тем временем посидите с ее дочкой (сыном). Ребенок с удовольствием останется с вами, ведь он вас уже хорошо знает. Вы вдоволь пообщаетесь, а мама сможет хоть несколько часов отдохнуть.
Вы вполне можете обмениваться книгами или аудио- видеодисками. Приносите что-нибудь почитать своему подопечному и берите у него книги напрокат. Вам всегда будет о чем поговорить – обсудить прочитанное. Еще вариант: брать для подопечного книги в библиотеке. Это несложно – зайти в библиотеку, обменять прочитанные ребенком книги на другие и отнести ему.  Не думаю, что это слишком обременит вас, ведь обычно смена книг производится раз в десять дней. Кстати, это не позволит вам исчезнуть надолго (книги надо возвращать в срок). Значит, ребенку долго не придется скучать по другу, ведь он будет знать, когда вы придете.   
  Но самое главное (и ценное), чем вы можете помочь – это быть внимательным слушателем. Больному ДЦП, ограниченному в общении, хочется поделиться своими мыслями, переживаниями. Кстати, ребенок тоже может выслушать вас. Конечно, он вряд ли сможет вам помочь, но сопереживание тоже много значит. Рассказывайте своему подопечному, что вас беспокоит, волнует. Психологи не зря говорят: проговоренная проблема – уже наполовину решенная. 
Итак, как видно из публикаций журнала «Psychologies», волонтерство делает людей не менее счастливыми, чем увеличение доходов или получение диплома о высшем образовании. Отдавая свое время другим, люди чувствуют себя значимыми и нужными. 
   
Где найти ребенка?
Это самое сложное, причем главная трудность даже не в том, где найти, а как выбрать СВОЕГО подопечного. Другими словами, важнее всего, чтобы вы понравились друг другу, оказались психологически совместимыми. Нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыв для себя его близость. Здесь невозможно дать конкретные советы, можно лишь порекомендовать одно – слушайте свое сердце. По мнению психоаналитика Татьяны Алавидзе, в душе каждого из нас существует набор критериев, определяющих наш выбор. Иными словами, сначала мы представляем человека в своем воображении и только потом встречаем его в реальной жизни.
Как считает психоаналитик Татьяна Ребеко, первый импульс в любых отношениях всегда идет от нашего бессознательного. Оно как бы сканирует бессознательное другого и, если входит с ним в резонанс, то возникает мгновенная реакция узнавания: это - мой человек. Только потом мы пытаемся объяснить себе, чем же привлек нас этот человек.
 Итак, со своим будущим подопечным вы можете встретиться:
1) в реабилитационных центрах;
2) в организациях инвалидов;
3) у общих знакомых или друзей;
4) и даже просто на улице.
       Дорогие волонтеры, потенциальные друзья! Если вы хотите подарить кому-то из больных детей свое тепло, внимание и заботу, смелее идите вперед. У вас все получится! Вас ждут с нетерпением.

Важные даты
11 февраля — Всемирный день больного
15 февраля — Международный день детей, больных раком
17 февраля — День спонтанного проявления доброты
Второй четверг марта — Всемирный день борьбы с заболеваниями почек
24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом
02 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме
07 апреля — Всемирный день здоровья
05 мая — Международный день борьбы за права инвалидов
08 мая — Всемирный день Красного креста и Красного полумесяца
Третье воскресенье мая — Всемирный день памяти жертв СПИДа
08 июня — День социального работника
01 июня — Международный день защиты детей
14 июня — Всемирный день донора крови
23 августа — День милосердия и благотворительности
Последнее воскресенье сентября — Международный день глухонемых
01 октября — Международный день пожилого человека
09 октября — Всемирный день зрения
10 октября —Всемирный день психического здоровья
15 октября — День белой трости
31 октября — День сурдопереводчика
13 ноября — Международный день слепых
14 ноября — Всемирный день борьбы против диабета
16 ноября — Международный день толерантности (терпимости)
20 ноября — Всемирный день ребенка
01 декабря — Международный день борьбы со СПИД
03 декабря — Международный день инвалидов
10 декабря — День прав человека
       
 
              

Комментариев нет:

Отправить комментарий