четверг, 2 мая 2013 г.

Обращение к волонтерам

          Дорогие волонтеры, потенциальные друзья! Если вы хотите подарить кому-то из больных детей свое тепло, внимание и заботу, смелее идите вперед. Вас ждут с нетерпением. У вас все получится, и в нашей стране одним неравнодушным человеком будет больше. А главное, у вас на душе станет радостнее и светлее. У вас все будет хорошо. Тем, кто помогает другим, помогает сама судьба.
   
          В повседневной полной забот и суеты жизни люди порой даже не подозревают о существовании тех, кто отрезан от внешнего мира. Время от времени по телевидению и в газетах появляются сюжеты о больных детях, нуждающихся в поддержке и внимании.
В ваших силах им помочь и сделать этих обиженных судьбой людей хоть немного счастливее…
Жизнь людей с ограниченными возможностям легкой не назовешь и не только из-за труднодоступной среды. Безусловно, нехватка пандусов, лифтов, специального транспорта существенно снижает и без того ограниченные возможности инвалидов с ДЦП. Однако не только это заставляют детей и взрослых с ДЦП жить в закрытом мире. Было бы наивным считать, что устранение препятствий, затрудняющих передвижение (создание так называемой безбарьерной среды), сразу решит все проблемы.
             Не менее важно подготовить общество, все сделать для того, чтобы обычные люди стали адекватно реагировать на инвалидов.     Ни для кого не секрет, что в России отношение к инвалидам до сих пор оставляет желать лучшего. Однако наше государство в  последнее время стало активнее интересоваться проблемами людей с ограниченными возможностями. Появляются теле- и радиопередачи, статьи в газетах, в которых рассказывается о детях и взрослых с различными патологиями. Но все же этого недостаточно.    Нужно, чтобы информация о людях с инвалидностью подавалась иначе. Не следует выставлять больных несчастными, жалкими существами. Да, эти люди больше других нуждаются в помощи и поддержке, но они такие же, они так же радуются и грустят, любят и обижаются. Необходимо, наоборот, рассказывать об инвалидах так, чтобы обычным людям захотелось с ними познакомиться.
 Вы можете помочь людям с ограниченными возможностями. Станьте волонтером! Волонтерами можно назвать лишь тех, кто добровольно и бескорыстно помогает другим.
 Волонтерская деятельность является одним из видов благотворительной помощи и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г.
            Оглянитесь! Может, совсем рядом тот, кому вы реально можете помочь. Любой желающий может стать для больного ребенка другом или по крайней мере хорошим приятелем. У каждого из вас, если только захотите, может быть «свой» подопечный, с которым вы обязательно найдете общий язык.
 В Иркутской области много людей с ограниченными возможностями. Сотни детей и взрослых ждут вас. Многие из них не могут самостоятельно передвигаться и, следовательно, ограничены в общении. Пока ребенок-инвалид маленький, он может общаться только с родителями. Однако рано или поздно он вырастает, и ему уже не достаточно общения лишь с родными. Каждому нужен друг. Только где его найти, если ты постоянно сидишь дома?.. 
 Волонтеры – это не спонсоры. У них совершенно разные задачи. Спонсоры оказывают только материальную помощь, а волонтеры многое могут. Прежде всего, они заботятся о других. Это самое ценное, ведь заботу и поддержку за деньги не купишь. Как, впрочем, и не станешь счастливым за деньги. По крайней мере, для меня счастье – в общении. Только люди могут сделать меня счастливее. Волонтер не обязан материально помогать своему подопечному и тот, в свою очередь, не должен предлагать волонтеру деньги за его услуги
                            Принципы волонтерской деятельности:
·                 добровольность (никого нельзя принуждать);
·                 безвозмездность (труд волонтера не оплачивается);
·                 добросовестность.
                          Мотивами волонтера могут стать:
·                 искреннее желание помогать тем, кто в этом нуждается;
·                 сочувствие и сопереживание.
                         Цели волонтерской деятельности:
·                 социальная поддержка детей и взрослых с инвалидностью;
·                 содействие их всестороннему развитию и воспитанию;
·                 поиск и поддержка единомышленников;
·                 общение, новые знакомства;
·                 получение морального удовлетворения от своего труда.

                        Качества, необходимые волонтеру:

·                 ответственность (в первую очередь);
·                 доброжелательность;
·                 отзывчивость

По данным социологов, около 44% россиян не готовы заниматься благотворительностью. Помогать или нет - решать вам, и никому больше. Каждый имеет право на выбор. Добрые поступки надо совершать только по велению сердца. Если не можете или не хотите – ваше право, никто вас за это не осудит. Только если сегодня вы равнодушны к чужой боли, если милосердие - это не ваше дело, то где гарантия, что к вам в подобной ситуации не будут относиться точно так же? От инвалидности, увы, никто не застрахован.
Общение с инвалидом - это не разовая благотворительная акция. Это большая ответственность. Больные дети очень быстро привыкают к людям. Ваше внезапное исчезновение может стать для них психической травмой. Причинять им лишнюю боль и страдания, по  меньшей мере, жестоко. Поэтому нужно себя морально подготовить к тому, что волонтерская деятельность - это длительная и ответственная работа. Прежде чем брать на себя ответственность за особого друга, оцените реально свои силы, подумайте, насколько глубоки и серьезны ваши намерения. Если вы к этому не готовы, лучше не беритесь вообще. Ну а если вы решились - обратной дороги быть не должно. Ребенок, тем более больной, - не игрушка. Конечно, это нелегко, а то и просто не хочется тратить свое время и (главное!) душевные силы. Но, поверьте, благородное дело этого стоит. Как правило, на это способны уже состоявшиеся, имеющие жизненный опыт люди. Молодежь к этому не готова: студенты быстро «загораются», воодушевляются, но одно-два  посещения – и они исчезают бесследно.
Возможно, кто-то скажет, что общение с ребенком, тем более больным, нужно только ему. На самом деле это не так: такое общение и вам пойдет на пользу. Ваши подопечные обязательно отблагодарят вас своей преданностью и любовью. Кроме того, благородное дело принесет вам моральное удовлетворение. Психологи нередко советуют своим клиентам для профилактики депрессии и прочей душевной хандры записаться в волонтеры. Если вы будете помогать другим, особенно детям, вам самим станет легче. Ваши мысли перестанут вертеться вокруг своих проблем и невзгод. Волонтеры в пять раз реже страдают депрессией, чем остальные. Это не удивительно: чувство, которое испытывают люди, оказывая бескорыстную помощь, ни с чем не сравнимо, приносит удовлетворение и повышает самооценку.
      Нужно, чтобы волонтер получал от своего труда моральное удовлетворение, а человек, получающий помощь, не чувствовал себя «облагодетельствованным». Лучше всего, если ребенок будет знать, что у него теперь есть старший друг или просто духовно близкий человек. Если вы будете приходить к ребенку скрепя сердце, только потому, что «так надо», от этого не будет хорошо ни ему, ни вам. Дети, особенно больные, легко угадывают фальшь. Если вам будет интересно вместе, общение будет не в тягость, а в радость. Будет замечательно, если вы сможете подружиться.  Если у вас есть свои дети, привлекайте их (если они, конечно, не возражают) к помощи, рассказывайте им о ребенке, которого вы навещаете. Подчеркивайте, что это – такой же мальчик/девочка, только больной. Поэтому ему нужно помочь. На вашем примере сын и/или дочь будет видеть, как надо относиться к людям с ограниченными возможностями, они станут добрее и отзывчивее. Умение сострадать и сопереживать закладывается именно в детстве. Только от вас зависит, будет ли ребенок чувствительным и добрым или будет спокойно проходить мимо чужой беды.                                                                               
Кому-то может показаться, что на помощь другим не хватит времени. Действительно, можно найти 1000 отговорок: «Я целый день на работе», «Муж не позволит», «На своих детей нет порой времени» и т.п. На самом деле, у большинства волонтеров есть и дети, и пожилые родители, и работа, однако они находят время на своих подопечных. Волонтеры со стажем уверяют, что все можно успеть, было бы желание. Согласитесь, уделить подопечному несколько минут в день сможет каждый (чтобы позвонить или написать sms, достаточно буквально 5-10 минут).
Чем вы можете помочь своему подопечному?  Прежде всего – регулярно общаться с ним. Больному ДЦП, ограниченному в общении, хочется поделиться своими мыслями, переживаниями. Кстати, и он может выслушать вас. Конечно, он вряд ли сможет вам помочь, но сопереживание тоже много значит. Рассказывайте своему подопечному, что вас беспокоит, волнует. Психологи не зря говорят: проговоренная проблема – уже наполовину решенная.  
Кроме того, вы можете гулять со своим подопечным, брать его к себе в гости, У кого есть своя машина, могут иногда возить подопечных в музей, театр, магазин и т.д. Это, поверьте, большая радость для тех, кто вынужден сидеть дома. Благодаря таким прогулкам, ребенок сможет расширить свой кругозор и получить новые впечатления. Ему будет очень приятно сознавать, что с ним гуляет друг. И что самое главное: друг не стыдится его. Многие не хотят, чтобы кто-то их видел вместе с инвалидом. Почему-то закрепился стереотип, что с инвалидом общаться – унизительно и стыдно. Однако в последнее время наметилась другая, гуманная тенденция: все чаще появляются люди, не скрывающие того, что они общаются с инвалидом.
Можно помогать делать уроки (если у ребенка возникли трудности), вместе читать и обсуждать книги и журналы.
Вы также можете оказать поддержку матери своего подопечного, если будете время от времени подменять ее. Мамы больных ребятишек часто буквально привязаны к ним, ведь дети с тяжелой формой болезни не могут себя обслуживать. Порой маме надо сходить по каким-то делам, а ребенка не с кем оставить. Предложите ей свои услуги: пусть идет в магазин, парикмахерскую и т.п., а вы тем временем посидите с ее дочкой (сыном). Ребенок с удовольствием останется с вами, ведь он вас уже хорошо знает. Вы вдоволь пообщаетесь, а мама сможет хоть несколько часов отдохнуть.
Вы вполне можете обмениваться книгами или аудио- видеодисками. Еще вариант: брать для подопечного книги в библиотеке. Это несложно – зайти в библиотеку, обменять прочитанные ребенком книги на другие и отнести ему.  Не думаю, что это слишком обременит вас, ведь обычно смена книг производится раз в десять дней. Кстати, это не позволит вам исчезнуть надолго (книги надо возвращать в срок). Значит, ребенку долго не придется скучать по другу, ведь он будет знать, когда вы придете.  
Потенциальным волонтерам необходимо знать особенности своих подопечных, вызванные болезнью. Неподготовленного человека может смутить вид скрюченного ребенка, сидящего в инвалидной коляске. У людей с ограниченными физическими возможностями часто присутствуют проблемы, незнакомые обычным людям. Итак, частые спутники ДЦП: неконтролируемые движения – гиперкинезы (бывают не у всех),  у многих - невнятная речь и спастика (то есть напряженные мышцы). Большинство инвалидов с ДЦП имеют сохранный интеллект. Среди них есть и талантливые люди. У большинства детей с ДЦП имеются нарушения эмоционально-волевой сферы, однако они настолько разнообразны, что невозможно дать общую психологическую характеристику больного.
Я рассказала вам об этом не для того, чтобы отпугнуть, а наоборот. Хочется, чтобы вы быстрее научились понимать друг друга. Чтобы и вы, и ваш подопечный получали лишь удовольствие от общения. А главное, помните следующее: наряду с так называемыми недостатками и отрицательными чертами у таких ребятишек есть особенности, которые компенсируют все «изъяны». Дети, на долю которых выпали суровые испытания, благодарны своим наставникам за внимание и заботу. Больные дети чувствительны к проблемам и боли других. Если вы чем-то расстроены или устали, они сразу поймут это. Ваши подопечные всегда поддержат вас. 
Самое сложное – найти именно СВОЕГО подопечного. Другими словами, необходимо, чтобы вы понравились друг другу, оказались психологически совместимыми. Здесь невозможно дать конкретные советы, можно лишь порекомендовать одно – слушайте свое сердце.  
      Итак, со своим будущим подопечным вы можете встретиться:
1) в реабилитационных центрах;
2) в организациях инвалидов;
3) у общих знакомых или друзей;
4) и даже просто на улице
               

среда, 1 мая 2013 г.

Анкета и тест


Анкета
для волонтеров со стажем

1.     Почему Вы решили познакомиться с больным ребенком?

2.     Предполагали ли Вы, что столкнетесь с трудностями? Если да, то какого рода?

3.     Когда впервые увиделись со своим подопечным, что Вы почувствовали?

4.     Как отнеслись близкие люди к Вашему решению? Одобрили или, наоборот, были против Вашего общения с этим ребенком?

5.     Спустя время Вы жалеете о своем решении?

6.     Дает ли что-то Вам такое общение, или это неоправданная трата времени и сил?

7.     Если бы Вам пришлось выбирать снова: быть волонтером или нет, как бы Вы поступили?

8.     Какие трудности в общении сложнее всего было преодолеть?
  

  

Тест для новичков.
Готовы ли вы стать волонтером.
1.                 Что побудило вас стать волонтером?
А) мне тяжело видеть страдания других  
Б) возможность повысить самооценку; 
В) желание показаться лучше в глазах других людей;
Г) я не могу по-другому (помогать людям – мое призвание)  
2.                Считаете ли вы людей с ограниченными возможностями особыми, коренным образом отличающимися от обычных людей?
А) да, они как инопланетяне  
Б) нет, они такие же как и все, только имеют серьезные проблемы со здоровьем    
В) не знаю   
Г) никогда об этом не задумывался 
3.                Как вы думаете можно ли с ними  найти общий язык?
А) да, легко    
Б) да, но придется запастись терпением  
В) нет, с ними невозможно общаться 
Г) нет, это трудно    
4.                Что вы чувствуете, когда видите инвалидов?
А) жалость 
Б) презрение 
В) желание помочь  
Г) ничего не чувствую
5.      Если отношения не будут складываться так, как вы ожидали, вы
А) уйдете, придумав какое-нибудь оправдание    
Б) попытаетесь найти подход к ребенку    
В) исчезнете неожиданно   
Г) попытаетесь объяснить матери подопечного, что не сможете общаться с ним, и попросите ее объяснить это ребенку  
6.       Как долго вы собираетесь этим заниматься?
А) это разовая акция 
Б) пока не надоест 
В) это навсегда     
Г) не знаю, как получится 
Оценка результатов:
                            12-18 баллов – вы полностью готовы стать волонтером;
                                         7-11 баллов –   у вас есть желание помогать другим, но надо     основательно к этому подготовиться;
                                          0-6 баллов  –    вам не рекомендуется быть волонтером.

Вопросы
А
Б
В
Г
     1
2
0
1
3
     2
0
3
2
1
     3  
2
3
0
1
     4
2
0
3
1
     5
1
3
0
2
     6
0
1
3
2


Обрести друг друга


                                              Мария Ощепкова
                                     Обрести друг друга
                                                                          Твердят мне: «Чудесам нет места
                                                                          В наш полный реализма век».
                                                                          Моя душа полна протеста –
                                                                          Свершать их может человек!

                                                                                        Елене Юрьевне посвящается…   

В повседневной, полной забот и суеты жизни люди порой даже не подозревают о существовании тех, кто отрезан от внешнего мира. Многие спешат закрыть глаза на чужую боль, радуясь, что их миновало суровое испытание. Однако каждый в глубине души понимает, что от этого никто не застрахован… Время от времени по телевидению и в газетах появляются сюжеты о больных детях, нуждающихся в поддержке и внимании. В ваших силах им помочь и сделать обиженных судьбой людей хоть немного счастливее…

Где ты, друг?
 Жизнь людей с ограниченными возможностям легкой не назовешь. Это известно всем. Однако многие считают, что все проблемы – в труднодоступной среде. Безусловно, нехватка пандусов, лифтов, специального транспорта существенно снижает и без того ограниченные возможности инвалидов с ДЦП. Кстати, ни одно здание в Америке не будет построено, ни одно муниципальное транспортное средство не выедет на дорогу, если не будет обеспечен доступ для инвалидов: автобусы будут снабжены подъемниками для колясок, все надписи в общественных зданиях будут продублированы азбукой Брайля и т.д.  Однако не только физические трудности заставляют российских детей и взрослых с ДЦП жить в закрытом мире. Было бы наивно считать, что устранение препятствий, затрудняющих передвижение (создание так называемой безбарьерной среды), сразу решит все проблемы. Не менее важно подготовить общество, все сделать для того, чтобы обычные люди стали адекватно реагировать на инвалидов.
    Ни для кого не секрет, что в России отношение к инвалидам до сих пор оставляет желать лучшего. Это не удивительно: обычные люди практически не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и поэтому, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться. Нередко здоровые дети (и взрослые) начинают до неприличия пристально разглядывать «диковинку». Самое досадное (для меня, по крайней мере), когда начинают задавать «невинные» вопросы: «Что с тобой?», «Ты почему не ходишь?», «А читать ты умеешь?»  или «Кто тебе руки вывернул?» и т.п.
Обижаться на это – пустая трата времени и своих нервов. Людей понять можно: у них просто нет опыта общения с инвалидами. Не удивительно, что они вызывают смешанные чувства: любопытство, брезгливость, жалость, раздражение – и желание отстраниться, не смотреть. Вид и поведение больных людей нередко воспринимается  обществом как вызов устоявшимся со временем нормам. Все, что выходит за их рамки, настораживает и раздражает. По мнению антрополога Марины Бутовской, это происходит потому, что в любой культуре люди привыкли делить окружающих на своих и чужих. Если поведение человека не соответствует общепринятым нормам, он воспринимается как чужой. Инвалиды, безусловно, внешне отличаются от остальных и эта непохожесть вызывает неприязнь и отторжение. Поближе познакомившись с больным, многие сделали «открытие»: оказывается, это такой же человек. Да, хроническая болезнь накладывает отпечаток на характер и психику, поскольку кардинально меняет образ жизни.
Однако от понимания  причины неуемного любопытства легче не становится. К такому нельзя привыкнуть. Остается надеяться, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону.
 В Иркутской области много людей с ограниченными возможностями. Многие из них не могут самостоятельно передвигаться. Большинству инвалидов очень не хватает друзей. Очень обидно, что с советских времен в сознании людей закрепилось мнение, что инвалиды недееспособны во всех отношениях (не только с физической, но и интеллектуальной, и эмоциональной стороны). Поэтому люди часто сознательно избегают общения с ними и своим детям прививают негативное отношение. Если б они знали, сколько инвалидов способны не только полноценно общаться, но даже подарить частичку себя тем, кто не отмахнется, а протянет дружескую руку. Мне кажется, здоровые и больные могли бы хорошо дополнять друг друга. Только как найти больным детям друзей? Не клеить же на водосточной трубе помятый листок «ищу друга». Наверное, лучше всего найти тропинку, по которой движется навстречу новый поиск.
Информированность общества – одно из необходимых условий успешной социальной интеграции инвалидов. В этом вопросе первостепенную роль играют средства массовой информации.
Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия и гуманизма.
На сегодняшний день информированность общества о проблемах инвалидов крайне недостаточна. Основными источниками получения сведений являются электронные СМИ и газеты, но ведущая роль принадлежит телевидению.
Информировать общество - необходимо. Надо регулярно говорить и писать о том, что больные дети есть, что они рядом и ждут помощи. Людям порой кажется, что инвалиды живут где-то за тридевять земель - в телевизоре, в каком-то удаленном микрорайоне…
    В последнее время стали активнее интересоваться проблемами людей с ограниченными возможностями. Появляются теле- и радиопередачи, статьи в газетах, в которых рассказывается о детях и взрослых с различными патологиями. Но все же этого, на мой взгляд, недостаточно. Нужно, чтобы информация о людях с инвалидностью подавалась иначе. Не следует выставлять больных несчастными, жалкими существами. Иначе у людей может сложиться искаженное представление о том, что такое ребенок-инвалид.
Язык – мощнейший инструмент воздействия на общественное сознание. Используя неэтичные термины по отношению к инвалидам, журналисты, а затем и общество ставят на этих людях клеймо. Между тем необходимо разрушать в сознании людей стойкие стереотипы. Люди наконец должны понять, что все мы – жители одного общего дома, в котором найдется место каждому. Итак, нам уже давно следует заменить в «кирпичной кладке» языка отдельные «кирпичики» нетолерантной лексики, чтобы не страдали чувства людей.
Немаловажное значение нужно уделять фото- и видеосъемкам инвалидов. Если больной ребенок плохо получился на фотографии, его непроизвольно будут воспринимать как агрессивного, умственно неполноценного и т.д. Я считаю, что не надо детей приукрашивать, надо лишь качественно показать такими, какие они есть. Если ты смотришь на ребенка и видишь черты характера, которые тебе симпатичны, то и на фотографии эта симпатия будет чувствоваться. Если у ребенка есть какие-то проблемы, это не надо маскировать. Важно, чтобы снимок располагал. Человек, который решил общаться с больным ребенком, должен знать и видеть все, быть готовым ко всему. Когда это будет уже твой друг, тебе будет уже все равно, есть у него какой-то внешний дефект или нет. Ты уже к нему привык, и главная задача – скомпенсировать психологические проблемы ребенка, вылечить его собой. Да, инвалиды больше других нуждаются в помощи и поддержке, но они такие же, они так же радуются и грустят, любят и обижаются. Необходимо, наоборот, рассказывать об инвалидах так, чтобы обычным людям захотелось с ними познакомиться.
С этой целью необходимо размещать в газетах, журналах, на сайтах качественные фотографии больных детей, а также их краткие, но емкие характеристики. Нередко в базе данных можно найти нечто такое: «Глаза серые, характер замкнутый. Развитие отстает от возрастной нормы». И ни слова об увлечениях, о способностях, о поведении конкретного ребенка. Надо писать такую историю, которая создает живой, объемный образ ребенка.
Немало случаев, когда ребенок понравился по снимку, дополнительная информация много сказала о нем, а приехали, пообщались и совпадения не возникло. Не подошли друг другу.
 Даже тяжелые проблемы со здоровьем не должны препятствовать полноценному общению. Главное, чтобы обычные люди пошли навстречу больным. Протяните дружескую руку – и вы не пожалеете об этом.

Найди меня
Вероятно, вы скажете, что лишь дети-сироты нуждаются в помощи. Неправда. Больным детям, у которых есть любящие и заботливые родители, тоже необходимо ваше внимание. Пока ребенок-инвалид маленький, он может общаться только с родителями. Однако рано или поздно он вырастает, и ему уже не достаточно общения лишь с родными. Каждому нужен друг. Только где его найти, если ты постоянно сидишь дома?..
Любой желающий может стать для больного ребенка другом или по крайней мере хорошим приятелем. У каждого из вас, если только захотите, может быть «свой» подопечный, с которым вы обязательно найдете общий язык. Важно, чтобы каждый из вас задал себе вопрос: «Насколько от меня зависит благополучие детей, которым выпала сложная судьба? Может, я тоже могу что-то для них сделать?!»
 Оглянитесь! Может, совсем рядом тот, кому вы реально можете помочь. Сотни детей и взрослых с ограниченными возможностями ждут. Возможно, кто-то из читателей задаст вполне резонный вопрос: «Почему именно я должен помогать? У меня и без того проблем хватает». Что ж, каждый имеет право на выбор. Помогать или нет - решать вам, и никому больше. Добрые поступки надо совершать только по велению сердца. Если не можете или не хотите – ваше право, никто вас за это не осудит. Только если сегодня вы равнодушны к чужой боли, если милосердие - это не ваше дело, то где гарантия, что к вам в подобной ситуации не будут относиться точно так же? От инвалидности, увы, никто не застрахован…
Не знаю, как считают другие, но я уверена, что есть люди, готовые посвящать свое время и дарить душевное тепло тем, кто в этом нуждается.
Допустим, вы захотели познакомиться с больным ребенком, искренне, от всего сердца хотите ему помочь. Замечательно. Однако прежде чем первый раз встретиться с ним, задумайтесь. Оцените свои силы. Прислушайтесь к себе и спросите: смогу ли я справиться? Очень важно разобраться в себе.
Затем, если желание еще не пропало, поговорите с родителями будущего подопечного, узнайте о нем как можно больше (особенности, предпочтения и т.д.). После этого наступает самый волнующий момент – встреча с ребенком.
Как подготовиться? Чего можно ожидать? Как меня встретят? Чем я могу помочь? Эти и многие другие вопросы не могут не волновать новичков-волонтеров.
Если сказать, что все пройдет без сучка и задоринки, это будет неправдой. Не хочу пугать, но лучше сразу узнать о возможных трудностях, чем потом испытывать разочарование. К тому же у вас еще есть время отказаться от своей затеи. Потом, когда знакомство уже состоится, это сделать труднее. Больные дети очень быстро привыкают к людям. Ваше внезапное исчезновение может стать психологической травмой. Причинять им лишнюю боль и страдания, по  меньшей мере, жестоко.    
Если вы все же решились, то смелее вперед. У вас все получится, и в нашей стране одним неравнодушным человеком будет больше. А главное, у вас на душе станет радостнее и светлее. У вас все будет хорошо. Тем, кто помогает другим, помогает сама судьба.
Итак, вы пришли в гости. Не ждите, что разговор завяжется сам собой (хотя и такое может быть). Помните, что рядом с вами – особый ребенок. Из-за своей болезни он вынужден большую часть времени проводить дома или в специализированном учреждении для инвалидов. Соответственно, у него узкий круг общения. Он/она вас стесняется, даже если не подает виду. Вы для этого мальчика/девочки пока совсем чужой человек. Вы волнуетесь, а ребенок – еще больше.
Больные ДЦП часто настороженно относятся к новым знакомым, неадекватно реагируют на посторонних. Они либо замыкаются в себе, либо откровенно грубят. И то и другое – не дикость и невоспитанность, а естественная психологическая защита. Наверняка ребенку уже не раз приходилось сталкиваться с «доброжелательным» отношением. Чего ожидать от вас, он тоже пока не знает. Ребенку непонятно, зачем вы пришли. Ваша задача – расположить его к себе, заверить, что вы не желаете ему ничего плохого, а наоборот.
Проявите инициативу, начните разговор. Спросите, чем он любит заниматься, какой учебный предмет больше нравится и т.д. Будьте доброжелательны, и ребенок постепенно расслабится. Исподволь наблюдайте за его реакциями, что ему нравится, а что – нет. Со временем вы лучше начнете его понимать.
Если ребенок спустя продолжительное время продолжает стесняться, не спешите думать, что ваши усилия напрасны. Возможно, совсем скоро он раскроется и вы подружитесь.
- Надо запастись терпением, - ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. – Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к  назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастья! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряд? – спросил Маленький принц.
- Это нечто такое, от чего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час – на все другие часы.
                                                                                       А.Экзюпери «Маленький принц»

Хочется напомнить еще раз: если вы начали с кем-то общаться, то обратной дороги быть не должно. Не зря говорят: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».  Ребенок, тем более больной, - не игрушка. Конечно, это нелегко, а то и просто не хочется тратить свое время и (главное!) душевные силы. Но, поверьте, благородное дело этого стоит. Как правило, на это способны уже состоявшиеся, имеющие жизненный опыт люди. Молодежь к этому не готова: студенты быстро «загораются», воодушевляются, но одно-два  посещения – и они исчезают бесследно.
  Не надо думать, что никакой отдачи вы не получите. Ваши подопечные отблагодарят вас своей любовью и преданностью. Как правило, больные дети очень привязаны к тем, кто готов их принять. Вряд ли кто-то еще будет так радоваться вашему приходу, как они. Вас всегда будут встречать преданные, светящиеся любовью глаза.  Такие дети стремятся быть похожими на друга и готовы сделать все, чтобы не разочаровать дорогого человека.
Вас можно поздравить: вы стали волонтером (в переводе с французского «волонтер» - это человек-доброволец). Волонтерами можно назвать лишь тех, кто добровольно и бескорыстно помогает другим. Волонтер помогает без какой-либо выгоды для себя.
Нужно, чтобы волонтер получал от своего труда моральное удовлетворение, а человек, получающий помощь, не чувствовал себя «облагодетельствованным». Лучше всего, если ребенок будет знать, что у него теперь есть старший друг или просто духовно близкий человек.
Самое главное, чтобы волонтеру нравилось помогать другому. Важно, чтобы его труд не превратился в тяжкую повинность. Если вы будете приходить к ребенку скрепя сердце, только потому, что «так надо», от этого не будет хорошо ни ему, ни вам. Дети, особенно больные, легко угадывают фальшь. Если вы «наденете» приветливую маску и будете вести себя так, будто вам в самом деле интересно, ребенок почувствует вашу неискренность. Малыши могут отказаться с вами играть и разговаривать, а те, кто постарше, будут чувствовать, будто это они виноваты в том, что вы не хотите с ними общаться. Что же делать?
Если вы чувствуете, что в самом деле не желаете больше общаться, можно прибегнуть к крайнему варианту. Спокойно и доброжелательно поговорите с ребенком, объясните, что вы больше не можете приходить к нему. Сделайте так, чтобы в его сердце не закралось ни капли вины. Подчеркните достоинства ребенка и скажите, что вам жаль с ним расставаться, но так складываются обстоятельства. Возможно, он заплачет, успокойте его. Ни в коем случае не уходите сразу, даже если ребенок не хочет с вами разговаривать. Приласкайте, скажите что-нибудь в утешение.
Если вы не можете найти в себе силы сообщить ребенку о скором расставании, поговорите об этом с его матерью. Уж она точно найдет нужные слова, чтобы сообщить сыну или дочери о тяжелом известии.
  Но это, повторюсь еще раз, крайний вариант. Всегда нужно стараться, чтобы этого не произошло. Нужно сделать все возможное, чтобы найти с подопечным общий  язык. Если вам будет интересно вместе, общение будет не в тягость, а в радость. Будет замечательно, если вы сможете подружиться.  Проявляйте друг к другу заботу и внимание, интересуйтесь делами, проблемами. Если у вас есть свои дети, привлекайте их (если они, конечно, не возражают) к помощи, рассказывайте им о ребенке, которого вы навещаете. Подчеркивайте, что это – такой же мальчик/девочка, только больной. Поэтому ему нужно помочь. На вашем примере сын и/или дочь будет видеть, как надо относиться к людям с ограниченными возможностями, они станут добрее и отзывчивее. Умение сострадать и сопереживать закладывается именно в детстве. Только от вас зависит, будет ли ребенок чувствительным и добрым или будет спокойно проходить мимо чужой беды.
Пожалуйста, не забывайте, что теперь у вас есть маленький (или уже почти взрослый) друг. Он очень вас ждет.  Поэтому, как бы вы ни были порой заняты, отвлекитесь ненадолго от собственных дел и вспомните о нем. Напишите или позвоните, скажите хоть несколько слов, и вы подарите радость. Поверьте, вам тоже станет от этого веселее и спокойнее.
Статья, которую я сейчас пишу, - это не акция по привлечению волонтеров к инвалидам (хотя и на это, в глубине души, все-таки надеюсь). Я хочу вам рассказать свою историю. Мне повезло: я встретила человека, который принял меня такой, какая я есть, со всеми проблемами и недостатками. Честно скажу: еще три года назад я сомневалась, что есть неравнодушные люди. А теперь… Впрочем, обо всем по порядку.

Навстречу друг другу


Навстречу друг другу
Ни для кого не секрет, что российское общество предпочитает игнорировать «не таких, как все». Люди с ограниченными возможностями вызывают разные чувства: от любопытства и презрительного сочувствия до брезгливости и раздражения. Как считает антрополог Марина Бутовская, это происходит потому, что в любой культуре люди привыкли делить окружающих на своих и чужих. Если человек не соответствует общепринятым нормам, он воспринимается как чужой. Инвалиды, безусловно,  отличаются от остальных, и эта непохожесть вызывает неприязнь и отторжение.
 За многие годы игнорирования существования людей с ограниченными возможностями сформировалось не одно поколение с подорванной нравственностью и заглушенной совестью. Как считает профессор В.Я Александров, именно в этом кроется причина столь низкого уровня развития современного российского общества.
 Можно сказать, что отношение людей к сиротам, инвалидам и старикам является своеобразным индикатором человеческой порядочности. От того, готовы ли мы помогать другим, во многом зависит наше будущее. Необходимо сделать так, чтобы толерантное отношение в нашем государстве стало таким же привычным, как и в цивилизованных странах.
 До сих пор бытует мнение, что инвалиды – это существа наподобие животных, которым недоступны многие чувства, а разум находится в зачаточной стадии развития. Пора развеять эти предрассудки. Они такие же люди и тоже имеют право на жизнь (если уж они появились на свет), а следовательно - на счастье.
Таким образом, необходимо все сделать для того, чтобы обычные люди стали адекватно реагировать на инвалидов. Безусловно, нехватка пандусов, лифтов, специального транспорта существенно снижает и без того ограниченные возможности инвалидов с ДЦП. Однако не только это заставляет их жить в закрытом мире. Было бы наивным считать, что устранение препятствий, затрудняющих передвижение (создание так называемой безбарьерной среды), сразу решит все проблемы.
  В последнее время часто говорят об инклюзивном обучении, но, на мой взгляд, наше общество еще не готово к этому. Если слишком быстро ввести больных детей в обычный коллектив, это может привести к печальным последствиям. Дети-инвалиды могут стать предметом насмешек, а это негативно скажется на их психическом здоровье. Как мне кажется, взрослые не должны подвергать «особых» учеников таким испытаниям. Безусловно, интегрировать детей-инвалидов необходимо, так как общение только с товарищами по несчастью – тормоз для их развития. Однако нужен плавный переход. Проект «Общение без границ» может способствовать этому. Дети-инвалиды в домашней обстановке чувствуют себя свободнее, а значит, они будут более готовы к доверительному общению. Кроме того, тесное общение с инвалидами должно постепенно разрушить устоявшиеся стереотипы. Люди, у которых уже есть особые друзья, более доброжелательно относятся и к другим инвалидам.
Цель проекта «Общение без границ» - привлечь внимание к инвалидам; показать, что с ними можно общаться, главное, захотеть. На собственном опыте я убедилась, что даже тяжелый недуг дружбе не помеха. Беда в том, что очень часто больные буквально заперты в стенах квартир, и поэтому им очень нелегко найти друзей. Им необходимо помочь. В проект включены статьи «Обрести друг друга», «Ау, волонтеры» и «Советы начинающим волонтерам», а также анкета и тест. Тест предназначен для будущих волонтеров и призван определить степень их мотивации. Анкета – для уже состоявшихся волонтеров. Она поможет проанализировать наиболее частые проблемы, возникающие при общении волонтера с его подопечным.
Когда я начала разрабатывать этот проект, то не сомневалась в его нужности. А потом мне стало казаться, что все напрасно и я зря взялась за это дело. Масла в огонь подливали знакомые, которые говорили: «Никто не будет тратить драгоценное время на инвалидов» Я задумалась: может, правда не стоит? Может, моя робкая попытка подарить больным детям шанс полноценно общаться обречена на провал? А с другой стороны, гораздо проще сразу сдаться, обвинив всех и каждого в черствости и равнодушии. Но ведь я нашла друга, пусть даже после многочисленных разочарований и потерь. Так неужели только мой друг-волонтер такой хороший, а все остальные – сухари и эгоисты? Нет и еще раз нет. Я уверена: неравнодушных людей гораздо больше, чем принято считать.
Было бы неразумно рассчитывать на быстрый успех. Волонтеры на дороге не валяются. Их надо искать, а с этой непростой задачей мне в одиночку справиться не под силу. Радует, что появляется все больше неравнодушных людей, готовых бескорыстно предложить свою помощь. Есть надежда, что со временем таких людей станет гораздо больше. Возможно, потенциальные волонтеры просто не задумываются о том, что рядом есть люди, которые нуждаются в помощи и поддержке. Очевидно, проблема не в черствости общества, а в отсутствии соответствующей информации. С этой целью необходимо проводить информационные кампании и акции, распространять печатную информацию по фирмам и организациям, вывешивать плакаты, писать о своих делах в интернете.   
Итак, главное (и самое сложное), что нужно сделать - всколыхнуть общество, научить граждан не только адекватно воспринимать инвалидов, но и помогать им.
Любой неравнодушный человек, если захочет, может помочь людям с ограниченными возможностями. Помощь может быть разной (можно помогать материально, оказывать какие-то услуги и т.п). А мы предлагаем другой вид помощи инвалидам - совершенно не затратный и доступный каждому волонтеру (волонтерами можно назвать лишь тех, кто добровольно и бескорыстно помогает другим).
Внимание!!! Волонтеры – это не спонсоры. Волонтер не обязан материально помогать своему подопечному и тот, в свою очередь, не должен предлагать волонтеру деньги за его услуги.
Оглянитесь! Может, совсем рядом тот, кому вы реально можете помочь. Любой желающий может стать для больного ребенка другом или по крайней мере хорошим приятелем.
 В Иркутской области много людей с ограниченными возможностями. Сотни детей и взрослых ждут вас. Многие из них не могут самостоятельно передвигаться и, следовательно, ограничены в общении. Пока ребенок-инвалид маленький, он может общаться только с родителями. Однако рано или поздно он вырастает, и ему уже не достаточно общения лишь с родными. Каждому нужен друг. Только где его найти, если ты постоянно сидишь дома?..
Итак, самое ценное, чем вы можете реально помочь человеку с ограниченными возможностями, – регулярно общаться с ним. Больному ДЦП, испытывающему дефицит в общении, хочется поделиться своими мыслями, переживаниями. Кстати, и он может выслушать вас. Конечно, он вряд ли сможет вам помочь, но сопереживание тоже много значит. Рассказывайте своему подопечному, что вас беспокоит, волнует. Психологи не зря говорят: проговоренная проблема – уже наполовину решенная. Дети, на долю которых выпали суровые испытания, благодарны своим наставникам за внимание и заботу. Больные дети чувствительны к проблемам и боли других. Если вы чем-то расстроены или устали, они сразу поймут это. Ваши подопечные всегда поддержат вас.                                          
Возможно, кто-то скажет, что общение с ребенком, тем более больным, нужно только ему. На самом деле это не так: такое общение и вам пойдет на пользу. Как считает Пэтч Адамс – доктор-клоун, один из основоположников смехотерапии и клоунского движения: «Если тебе плохо, помоги тому, кому еще хуже, и тебе самому станет лучше».
Ваши подопечные обязательно отблагодарят вас своей любовью и привязанностью. Волонтеры со стажем уверяют, что самая высшая награда за их нелегкий труд - наблюдать, как на глазах меняются их юные друзья, как в них загорается надежда и начинает разрастаться интерес к жизни, к людям, к окружающему миру. В обыденной суете сердце становится жестким, а рядом с больными детьми оно отогревается. Испытываешь радость не столько от того, что ты делаешь доброе дело, за которое тебя похвалят, сколько от того, что ты видишь перед собой реальные судьбы, на которые ты можешь повлиять. Однако если вы будете приходить к ребенку скрепя сердце, только потому, что «так надо», от этого не будет хорошо ни ему, ни вам. Дети, особенно больные, легко угадывают фальшь. Если вам будет интересно вместе, общение будет не в тягость, а в радость. Будет замечательно, если вы сможете подружиться.
Благородное дело принесет вам моральное удовлетворение. Психологи нередко советуют своим клиентам для профилактики депрессии и прочей душевной хандры записаться в волонтеры. Если вы будете помогать другим, особенно детям, вам самим станет легче. Ваши мысли перестанут вертеться вокруг своих проблем и невзгод. Волонтеры в пять раз реже страдают депрессией, чем остальные. Это не удивительно: чувство, которое испытывают люди, оказывая бескорыстную помощь, ни с чем не сравнимо, приносит удовлетворение и повышает самооценку.
Если у вас есть свои дети, привлекайте их (если они, конечно, не возражают) к помощи, рассказывайте им о ребенке, которого вы навещаете. Подчеркивайте, что это – такой же мальчик/девочка, только больной. И поэтому ему нужно помочь. На вашем примере сын и/или дочь будет видеть, как надо относиться к людям с ограниченными возможностями, они станут добрее и отзывчивее. Умение сострадать и сопереживать закладывается именно в детстве. Только от вас зависит, будет ли ребенок чувствительным и добрым или будет спокойно проходить мимо чужой беды.
  У вас есть желание общаться, но боитесь, что не хватит времени? Действительно, можно найти 1000 отговорок: «Я целый день на работе», «Муж не позволит», «На своих детей нет порой времени» и т.п. На самом деле, у большинства волонтеров есть и дети, и пожилые родители, и работа, однако они находят время на своих подопечных. Волонтеры со стажем уверяют, что все можно успеть, было бы желание. Согласитесь, уделить подопечному несколько минут в день сможет каждый (чтобы позвонить или написать sms, достаточно буквально 5-10 минут).                             
Между тем, по данным социологов, около 44% россиян не готовы заниматься благотворительностью. Помогать или нет - решать вам, и никому больше. Каждый имеет право на выбор. Добрые поступки надо совершать только по велению сердца. Если не можете или не хотите – ваше право, никто вас за это не осудит. Только если сегодня вы равнодушны к чужой боли, если милосердие - это не ваше дело, то где гарантия, что к вам в подобной ситуации не будут относиться точно так же? От инвалидности, увы, никто не застрахован.
Нельзя не сказать о том, что есть люди, которым не рекомендуется общаться с инвалидами. Особенно это касается тех, кто пытается громко заявить окружающим о своих благих намерениях. Не годятся в волонтеры и те, кто думает, что общение с инвалидом – разовая благотворительная акция. Как часто бывает: придут к инвалиду, наобещают «златые горы», приучат к себе, но как только надоест – до свидания, милый друг, навсегда. Ушли и забыли, не подозревая о том, что их продолжают ждать. Поэтому нужно себя морально подготовить к тому, что волонтерская деятельность - это длительная и ответственная работа. Прежде чем брать на себя ответственность за особого друга, оцените реально свои силы, подумайте, насколько глубоки и серьезны ваши намерения. Если вы к этому не готовы, лучше не беритесь вообще. Попробуйте представить себя на месте подопечных, и тогда порвется грустная цепочка: наигрались-охладели-бросили. Необходимо помнить об ответственности: нельзя внезапно, без объяснений, исчезать. Это так больно, когда тебя бросают. Как мучительно напрасно ждать звонка и встречи. Как ни жестко это звучит, но «одноразовых» волонтеров НЕ НУЖНО пускать к больным. Они очень быстро привыкают к людям. Внезапное исчезновение друга может стать для них психической травмой. Причинять им лишнюю боль и страдания, по  меньшей мере, жестоко. Обычный человек может абстрагироваться от проблемы (разлуки, измены и т.д.), проанализировать ее и вынести ценный опыт. А больной ребенок, столкнувшись с предательством, воспринимает это близко к сердцу. Более того, такой ребенок нередко обвиняет в случившемся самого себя. «Если меня бросили, значит, я плохой», - считает он. Самое печальное, что, убедившись в своей «дефектности», больные дети нередко начинают вести себя сообразно этому факту. Только терпение, любовь и участие значимых взрослых постепенно помогут ребенку убедиться в обратном и поверить в себя. Поэтому как можно чаще ласкайте и хвалите своих подопечных. И тогда даже самый «дикий» ребенок раскроется. К счастью, больные дети могут вынести тяжелые испытания и при этом найти в себе силы и готовность раскрыться тем, кто их примет, полюбит. 
          Из вышесказанного можно сделать вывод: волонтеров необходимо «отсеивать». Хорошо, если человек самоустранится, пока ребенок не успел привязаться. Как правило, общаться с инвалидами могут только состоявшиеся, имеющие жизненный опыт люди. Молодежь к этому не готова: студенты быстро «загораются», воодушевляются, но одно-два  посещения – и они исчезают бесследно. Волонтерам нужно регулярно общаться со своими подопечными (хотя бы по телефону). Только в этом случае эмоциональные потребности больных детей будут хотя бы частично удовлетворены. Нужно быть морально готовыми к общению с инвалидами, а не просто испытывать жалость и сострадание. В противном случае мимолетная жалость вскоре может пройти, как только ребенок начнет вредничать, упрямиться, т.е. не соответствовать «идеалу».                                                                                
Потенциальным волонтерам необходимо знать особенности своих подопечных, вызванные болезнью. Неподготовленного человека может смутить вид скрюченного ребенка, сидящего в инвалидной коляске. У людей с ограниченными физическими возможностями часто присутствуют проблемы, незнакомые обычным людям. Итак, частые спутники ДЦП: неконтролируемые движения – гиперкинезы (бывают не у всех),  у многих - невнятная речь и спастика (то есть напряженные мышцы). Большинство инвалидов с ДЦП имеют сохранный интеллект. Среди них есть и талантливые люди. У большинства детей с ДЦП имеются нарушения эмоционально-волевой сферы, однако они настолько разнообразны, что невозможно дать общую психологическую характеристику больного.
Я рассказала вам об этом не для того, чтобы отпугнуть, а наоборот. Хочется, чтобы вы быстрее научились понимать друг друга. Чтобы и вы, и ваш подопечный получали лишь удовольствие от общения. 
Идеальный волонтер – это человек, с оптимизмом смотрящий в будущее. Он считает, что его жизнь станет еще богаче с появлением особого друга. Он всерьез к этому относится и готов преодолевать сложности в общении. Этот человек не просто жалеет больных детей, он знает, что может им реально помочь. Он знает о том, что могут возникнуть трудности, но готов их решать.
Главное – найти СВОЕГО подопечного. Другими словами, необходимо, чтобы вы понравились друг другу, оказались психологически совместимыми. Здесь невозможно дать конкретные советы, можно лишь порекомендовать одно – слушайте свое сердце.  
Дорогие волонтеры, потенциальные друзья! Если вы хотите подарить кому-то из больных детей свое тепло, внимание и заботу, смелее идите вперед. Вас ждут с нетерпением. У вас все получится, и в нашей стране одним неравнодушным человеком будет больше. А главное, у вас на душе станет радостнее и светлее. У вас все будет хорошо. Тем, кто помогает другим, помогает сама судьба.
                                                                                                             М.Ощепкова